Речевое
развитие ребенка
Активная речь ребенка проходит несколько
этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.
Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится
управлять интонацией.
7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»,
«ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
9-11 мес. Малыш подражает звукам
речи взрослых.
11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные
слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к
двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые
предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень
быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени,
бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше
1000 слов.
Вы познакомились с этапами речевого
развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной
консультации специалиста.
Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно
исправить. Тревогу у родителей должнывызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех
случаях, когдазапаздывает развитие гуления и лепета.
Будьте
внимательны!
Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
Ø К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
Ø К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
Ø К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать
те предметы и тех людей, которых она называет, неприслушивается к музыке.
Ø К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на
интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
Ø К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым
различные звукосочетания и слоги, подражаяинтонации говорящего.
Ø К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо
ручкой в знак прощания.
Ø К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способенадекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
Ø К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова
«мама» и «папа».
Ø К1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
Ø К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и
принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
Ø К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
Ø К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их
пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может
ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
Ø В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает
длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий