Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет,
ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети
затрудняются 3-4.
Кто больше увидит и назовёт
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки
внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
Назови как можно больше предметов
Цель: активизировать бытовой словарь, развивать внимание.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения).
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко
произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать
сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и
т.д.
Олины помощники
Цель: обогащать словарь глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят,
прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные
вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза
смотрят, моргают…)
Разноцветный сундучок
Цель: учить детей подбирать признак предмета.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней
изображено. Затем указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это
кубик. Какой он?»
«Садовник и
цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах,
фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник
и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и
т.д.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая
различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить,
зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт,
моросит, стучит по крыше)
«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей
животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава,
намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках
«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Так дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их
в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.
Игра
«Почта»
Цель.
Расширение объема словаря.
Оборудование.
«Почтовый ящик», конверты (по количеству
детей на занятии), предметные картинки по
изучаемой теме (например, «Животные»), письма с заданиями,
двойной комплект наклеек (к примеру, апельсин,
банан, яблоко, виноград).
Содержание.
Детям сообщается, что утром пришла
почта и каждому игроку нужно получить свой конверт,
а в конверте — письмо от наших друзей-животных и фотография.
На спинках детских стульев прикреплены наклейки
(по одной на каждом): апельсин, банан, яблоко,
виноград. Взрослый поясняет, что
наклейка обозначает название улицы (Апельсиновая, Банановая, Яблочная,
Виноградная). Выбирается почтальон, который вынимает конверт
из ящика, называет улицу по изображению на конверте
(улица Апельсиновая) и отдает письмо по адресу. Ребенок,
на спинке стула которого наклеен апельсин («проживающий
на Апельсиновой улице»), открывает конверт, достает
предметную картинку по теме «Животные»
и называет, кто (что) на ней изображено.
Конверты
с «адресами»-наклейками и картинки на спинках детских
стульев используются неоднократно при изучении различных
лексических тем как игровые атрибуты. Изображения время от времени меняются: василек,
ромашка, лилия, одуванчик: улицы Васильковая,
Ромашковая, Лилейная, Одуванчиковая;
сосна, дуб, клен, береза: улицы Сосновая, Дубовая,
Кленовая, Березовая.
Игра
«Я собрал в огороде...»
Цели. Расширение
объема словаря, развитие слуховой памяти.
Содержание.
Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал
на огороде... огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет
наименование своего овоща: «Я собрал на огороде
огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное
предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал
на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют
в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется
в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение
меняется по содержанию: «Я собрал в саду...», «Я положил
в шкаф...», «Я видел на улице...», «В лесу живет...», «На кухне
есть...» и т.д.
Игра
с мячом «Ассоциации»
Цели. Расширение
объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Оборудование.
Набор картинок по изучаемой лексической теме.
Содержание.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный».
Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет,
обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч
взрослому. Аналогично: тяжелый — грузовик; колючий — еж, мягкий
— снег, высокий -- человек, стеклянный — стакан.
Возможно
проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки
и без нее). В этом случае взрослый
договаривается с ребенком о том, что ему нужно
придумывать слова по определенной теме (к примеру, по
теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть
представлены соответствующие картинки. Примерный
речевой материал: глубокая — тарелка; голубая — кастрюля; маленькое
— блюдце; прозрачный — кувшин.
Игра «Посылка»
Цели. Расширение
объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной
речи.
Оборудование.
Предметы, коробки по количеству игроков.
Содержание.
Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает
описывать свой предмет, не называя и не
показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет
отгадан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий